"Гостиницы больше значат в народном быту, чем вы думаете: они выражают общие требования, общие привычки" (Ф. Сологуб)
Забронируйте номер в гостинице Серебряный Век

Письмо директору
В мини-отеле Вы можете заказать
билеты, экскурсии,
столик в ресторане,

получить разнообразную
информацию о Петербурге

Анна Ахматова

Полумонахиня, полублудница, со?ед?ая с картин Амедео Модильяни в тихий сад Фонтанного дома, Анна Ахматова утверждала, что знает только Пу?кина и архитектуру Петербурга: «Это сама выбрала, сама учила». Она  называла себя петербургской тумбой, намертво врос?ей ножками в зыбкую почву города. Ее темные волосы с прямой короткой челкой, ниспадающая ?аль и тихий голос, замер?ий в полумраке комнат на «Ба?не» открывают дверь в сумеречный мир Петербурга «Серебряного века». Величавость и аристократизм облика Ахматовой навсегда повенчали ее с Петербургом: так похожа была эта величавость на одну из важней?их черт города.

     Ее поэзия – призрачная гармония гранитных набережных, тусклых фонарей, торжественных фонтанов и античных статуй, львов и грифонов Петербурга, где симметричная красота распадается в импрессионизме утреннего тумана, а нежность и отчужденность соприкоснув?ись, растворяются друг в друге.

    Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия — Горенко) родилась 11 (23) июня 1889 года в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на станции Боль?ой Фонтан под Одессой. Когда Анне исполнился год, семья переехала в Царское Село и поселились на Привокзальной площади в доме Шухардиной, на углу Широкой улицы (по правой стороне, если идти от вокзала) и Безымянного переулка. Здесь, по словам самой Анны Андреевны, она «сначала плохо, потом гораздо луч?е, но всегда неохотно» училась в Царскосельской женской гимназии. Напротив гимназии, в угловом доме на Леонтьевской улице, находилась кондитерская – «источник самых сладких воспоминаний». В 1903 году  друзья познакомили Анну Горенко с Николаем Гумилевым, учив?имся в Царскосельской мужской классической гимназии. Весной 1904 года Гумилев признался ей в любви. В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переезжает в Евпаторию, а с 1906 — 1907 гг. учится в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии. В 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских выс?их женских курсов.

     Анна Ахматова вспоминает, что обучение ей нравилось до тех пор, пока преподавали историю права и латынь. Когда дело до?ло до чисто юридических наук, Анне стало скучно. В Киев к ней несколько раз приезжал Николай Гумилёв. Он неоднократно предлагал ей руку и сердце, и всякий раз получал отказ. В ноябре 1909 года Анна Ахматова неожиданно принимает очередное предложение Николая Гумилева и 25 апреля 1910 года они венчаются в церкви Никольской слободки за Днепром. Брак этот очень удивил друзей и родственников Анны. Считая его обречённым на неудачу, многие близкие Анны не при?ли на их венчание. После свадьбы Гумилевы отправились в Париж. Здесь, в кафе «Ротонда», Анна Ахматова знакомится с Амедео Модильяни. Они оказалась в «Ротонде» с Николаем Гумилевым. Супруги заняли столик, Николай ото?ел, чтобы взять что-нибудь выпить. В это время Анна увидела молодого мужчину в красном ?арфе,  Он смотрел на нее. Она молча встала, подо?ла к нему и села за его столик. Это был Амедео Модильяни. Они сидели, смотрели друг на друга и разговаривали. Рассерженный Гумилев, взял Анну за руку и увел из «Ротонды». В 1911 году Гумилевы снова едут в Париж и Анна и Амедео встречаются вновь. Он дарил ей ее портреты, а она ему свои стихи. Вместе они читают Верлена, дивясь тому, что на память им приходят одни и те же стихотворения поэта.  В своих воспоминаниях Анна Ахматова писала: «Все, что происходило, было для нас обоих предысторией на?ей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной. Дыхание искусства еще не обуглило, не преобразило эти два существования, это должен был быть светлый, легкий предрассветный час. Но будущее, которое, как известно, бросает свою тень задолго перед тем, как войти, стучало в окно, пряталось за фонарями, пересекало сны и пугало стра?ным бодлеровским Парижем, который притаился где-то рядом. ? все божественное в Амедее искрилось сквозь какой-то мрак...».

     Его судьбой стал Монпарнас, а ее - Петербург.

    Поэтический дебют Анны Ахматовой состоялся еще 14 июня 1910 г. в «Ба?не» Вячеслава ?ванова – на ?естом этаже дома на углу Таврической и Тверской улиц. С 1905 -1912 «Ба?ня» - квартира поэта Вячеслава ?ванова, жив?его как раз под угловой ба?енкой, была местом литературных вечеров поэтов «Серебряного века». По средам не рань?е одиннадцати часов вечера сюда приходили Анна Ахматова, Бальмонт, Андрей Белый, Александр Блок, Валерий Брюсов, Воло?ин, Зинаида Гиппиус, Сергей Городецкий, Николай Гумилев и расходились только днем.  По свидетельству современников, «Вячеслав очень сурово прослу?ал стихи Ахматовой, одобрил только одно, об остальных промолчал, одно раскритиковал» и равноду?но-иронично заключил: «Какой густой романтизм...». Тем не менее, в 1911 г., избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, Анна Ахматова начала печататься в петербургских журналах.

     Вернув?ись из Парижа в 1911 году, Гумилев с товарищами организовали объединение молодых поэтов, назвав его «Цех поэтов». Вскоре Гумилев на основе «Цеха» основал движение, противоположное символизму, акмеизм. Последователей акмеизма было ?естеро: Николай Гумилев, Осип Мандель?там, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Михаил Зенкевич и Владимир Нарбут. Термин «акмеизм» происходит от греческого «акмэ» – выс?ая степень совер?енства. Многие отмечали созвучие названия нового литературного течения с фамилией Ахматовой. С момента основания  «Цеха поэтов» Анна Ахматова становится его секретарем и деятельным участником.  В 1912 г. тиражам 300 экземпляров выходит первый сборник стихов Анны Ахматовой «Вечер».

     Критика встретила его очень благожелательно. ?звестность обру?илась на молодую поэтессу. Ей пытались подражать – появилось множество поэтесс, пи?ущих стихи «под Ахматову» – их стали называть «подахматовки». За короткое время Анна Горенко превратилась в горделивую и величавую Анну  Ахматову, ту Ахматову, которой восхищались современники. После того, как в журналах стали публиковаться ее портреты – а рисовали ее много, и многие, - в моду во?ла ее прическа и стиль одежды: знаменитая челка и «ложноклассическая» ?аль появились у каждой второй.

      Весной 1912 года Гумилевы едут в путе?ествие по ?талии и Швейцарии. Анна Ахматова беременна. 1 октября 1912 года у Гумилевых рождается сын Лев. Почти сразу же его забирает к себе мать Николая Гумилева, Анна не сли?ком сопротивляется. В итоге, Лева почти ?естнадцать лет живет с бабу?кой, видя родителей ли?ь изредка. В начале весны 1913 года, Николай Гумилев отправляется в свое последнее путе?ествие по Африке. В его отсутствие Анна ведет активную светскую жизнь. Она купается в славе. Ее рисуют художники, ей посвящают стихи, ее одолевают поклонники. Она дружит с Блоком, роман с которым ей упорно приписывали,  и Мандель?тамом, который был одним из ее близких друзей и безуспе?но ухаживал за ней в те годы, Пастернаком. По словам Анны Ахматовой, Пастернак семь раз делал ей предложение, хотя по-настоящему влюблен в нее не был.  Пристанищем Анны Андреевны становиться неболь?ой петербургский дворик легендарного кабаре «Бродячая собака». В «Бродячей собаке» разные виды искусства сливались в одно. «…Пестрая, прокуренная, всегда немного таинственная «Бродячая собака», тесный круг посетителей создавали ощущение близости, братства по искусству мастеров разных жанров, времен, народов», — вспоминала позднее Анна Ахматова.

     Домом Анны Ахматовой стал Петербург. Она существовала в нем, вне быта, скитаясь по чужим квартирам.  В разное время ее пристанищем были дом 18 на Набережной Фонтанки, угловой дом на Французской Набережной и Набережной Фонтанки (здесь Ахматова жила во время наводнения 1924 года), больница на Боткинской улице в дни революции, с 1918-1919 годов (по разным источникам) Шереметьевский Дом, затем дом 4 на улице Красной конницы, неподалёку от Таврического сада и, наконец, писательский дом на улице Ленина.

      Самым любимым пристанищем Ахматовой был Фонтанный Дом, в котором она прожила с перерывами практически 30 лет. В дом на Набережной Фонтанки, после Великой Отечественной войны, Анна Ахматова вернулась вновь. Пережив хаос революции, арест сына, гибель мужа и друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г., она продолжала писать стихи: «Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

      В 1964 -1965 годах творчество Ахматовой получило мировое признание. В 1964 г. она стала лауреатом международной премии «Этна-Таормина», в 1965 г. — обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета. Анна Ахматова умерла в 1966 году: «муза у?ла по дороге, осенней, узкой, крутой...». 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе ее прах был погребен на кладбище в поселке Комарове.

?дея: Сергей Морев    Дизайн: А. Липчин    Благодарности    Карта

© 2007 - 2010, «Петербургские Отели». Все права защищены
Гостиницы в Санкт-Петербурге - герб гостиницы Санкт-Петербурга Серебряный Век