"Гостиницы больше значат в народном быту, чем вы думаете: они выражают общие требования, общие привычки" (Ф. Сологуб)

Доходные дома Петербурга

Доходными домами называются здания, специально построенные или перепланированные для сдачи квартир внаем на длительный срок.

О Петербурге сложился устойчивый миф как о каменном городе. Начало мифу положил Петр I серией своих указов о запрещении каменного строительства по всей России, кроме Петербурга, и о возведении в новой столице исключительно каменных, из кирпича, «образцовых домов». Это была неосуществленная мечта царя-реформатора. В целом по городу на протяжении 200-летней столичной жизни деревянные дома составляли большинство жилищного фонда.

Почему же петербуржцы 19 века упорно считали свой город каменным, несмотря на то, что доходные дома в Санкт-Петербурге был наполовину деревянным? В формировании облика Петербурга в сознании горожан главную роль играла центральная часть. Именно этот Петербург многократно описан и воспет писателями и поэтами.

Статистические данные указывают на материал постройки, но не на облик дома. В Петербурге было принято штукатурить деревянные дома, делая их внешне практически неотличимыми от каменных. Так, в разных районах оштукатуривались от 30 до 73 % деревянных домов. Это делалось как для сохранности древесины во влажном климате, так и из-за соображений престижа, а значит – более высокой цены квартир, сдаваемых в аренду. Когда строительство доходных домов только начиналось, в архитектуре господствовал классицизм. Внешне доходные дома эпохи классицизма, декорированные колоннами, пилястрами, наличниками и фронтонами, многоколонными портиками, ничем не отличались от особняков, казарм или официальных зданий.

Н.В.Гоголь резко критиковал архитекторов-классицистов за то, что они «дома старались делать как можно более похожими один на другого». В 1830-е годы в строительстве доходных домов появляются новые тенденции: попытка соотнести экономичность и практичность. Дальше  архитектуру затронул романтизм, стали использовать мотивы  и закономерности, известные архитектурные стили - готика, ренессанс, барокко. Единственный в Петербурге доходный дом в египетском стиле находится на Захарьевской ул.,23. Построен он был по проекту архитектора М.А.Сонгайло в 1911-1913 годах для Л.И.Нежинской. В России в 30-е гг. XIX века  становится модным неогреческий и помпейский стили. Самой чистой стилизацией этого стиля стал павильон Бельведер, возведенный  на возвышенности в Луговом парке Петергофа по проекту А.И.Штакеншнейдера. Главный вход напоминает собой знаменитый восточный портик афинского Эрехтейона. При оформлении фасадов доходных домов использовались: кариатиды в «греческом вкусе», колоннады, орнамент меандр. Первым в России доходным домом, спроектированным в мавританском стиле, стал дом Мурузи на углу Литейного пр., 24, и ул. Пантелеймоновской. В числе примеров неоготики можно назвать постройки А.А.Менеласа в Царском Селе и Петергофе, церковь в Парголово. Семь «готических» треугольных эркеров оживляют фасад особняка архитектора В.А. Шретера. Для неоренессанса характерны такие элементы, как колонны, полуколонны и пилястры. Наиболее часто петербургские архитекторы обращались к безорденому ренессансу, где использовались лишь рустовка и ренессансные наличники. Русский стиль получил распространение в архитектуре в царствование императора Александра III. Первым доходным домом в русском стиле был дом Н.Н.Зайцевой на Фурштатской ул., построенный архитектором И.С.Богомоловым, напротив него возводится по проекту архитектора Н.Ф.Беккера доходный дом для А.А.Зайцева.

Первый доходный дом Петербурга в неопетровском стиле построен по проекту архитектора А.И.Дитриха для врача С.С.Боткина. Наиболее яркий необарочный доходный дом возвел архитектор Г.А.Боссе для статс-дамы Е.М.Бутурлиной. Трехэтажное здание имеет центральный и два боковых ризалита. Украшают фасад многочисленные скульптуры, колоны и пилястры. С 1870-х годов любимым стилем для оформления доходных домов стал стиль Людовика XVI. Фасады украшались декоративными деталями- наличниками, карнизами, тягами, рустованными лопатками. Архитектор Р.А.Гедике знаток этого стиля. Доходный дом князя А.Д.Чавчавадзе возведенный архитектором В.Ф.фон Геккером в эклектическом стиле, поражает обилием лепных украшений. Доходные хома Петербурга в противовес эклектичной пышности архитектура доходных домов стала стремиться к рациональным способам отделки фасадов. Что привело к распространению кирпичного стиля без штукатурки. Архитектор К.Я.Маевский возводит доходный дом на углу Московского пр. и набережной р. Фонтанки, архитектор А.И.Аккерман - на канале Грибоедова, 132.

На рубеже XIX и XX веков в архитектуре сформировался новый стиль- модерн. Доходный дом А.Ф.Циммермана - архитектор Ф.И.Лидваль показал свойственное модерну сочетание разнообразных материалов. В.В.Шауба называли «поэтом штукатурки». Особенно много построек на Васильевском острове. Самым известным из всех зданий стал так называемый «утюг» - мрачного вида дом, как ледокол, своим углом рассекающий городской пейзаж в низовьях р. Фонтанки у Калинкина моста.

Сначала доходные дома строили с галереями, но из-за холодного климата галереи не прижились, петербуржцам больше нравилась анфиладная планировка: окна выходили на улицу и во двор. Такие двусторонние квартиры ценились из-за престижности уличного фасада и возможности сквозного проветривания. Покои старинных дворцов и квартир проходные и ни в одной из комнат нет полного уединения. Только со второй половины XIX века  в Петербурге постепенно появляются обособленные закрывающиеся покои, комнаты. Также формируется новая планировка квартир - секционная, то есть кухни поэтажно. Во второй половине XIX века  владельцы особняков переоборудуют их под отдельные квартиры для сдачи внаем. Под жилье квартирантов перепланировались хозяйственный первый и третий этажи. Индивидуальные деревянные дома превращаются в многоквартирные.

С ростом города количество домов, а, следовательно, и домовладельцев, росло. В среднем каждый домовладелец имел по два дома. Помощь домовладельцам в сложном деле содержания доходного дома и сдача в наем квартир оказывали многочисленные специальные издания. Домовладельцы выплачивали в пользу города специальный оценочный сбор. Особой обязанностью домовладельцев был надзор за жильцами, для чего велись «Домовые книги». Владельцы домов отвечали за мощение, освещение и чистоту улиц и дворов, за функционирование дождевой канализации. Даже поднимать затонувшие суда из петербургских рек и каналов обязаны были не владелец судна и не команда, а владелец дома на набережной. Зато благоустройство квартир не входило в обязанности домовладельца. Не диктовалось оно и повышением доходности сдаваемой внаем квартиры. Квадратный метр жилой площади без каких-либо удобств для коечных и угловых жильцов  часто стоил в полтора и даже в два раза дороже такой площади в благоустроенной «барской» квартире.

Самые первые объявления приклеивались на окна или ворота дома. В них в свободной форме сообщалась информация о квартире. В более-менее состоятельных слоях горожан был распространен найм «по протекции». Петербуржцы просили своих знакомых, сослуживцев и родственников передать им квартиру в том случае, если они собираются съехать.

Договоры найма могли заключаться как письменно, так и устно. По закону обязательно в квартирный договор включались только цена и срок найма. Запрещалось не только выпускать собак и кошек на лестницы, но даже рояли и пианино дозволялось держать в квартире не иначе, как с разрешения домовладельца. Воспрещалось жильцам предаваться посторонним занятием, кроме той профессии, о которой было заявлено при найме квартиры. Если жилец, уходя из дому, имел в виду возвратиться поздно ночью, то должен был предварительно заявить о том старшему дворнику или швейцару. Прислугу воспрещалось посылать за чем-либо после 10 часов вечера.

Петербуржцы чрезвычайно страдали от повышенной влажности своих жилищ, особенно в каменных домах. Комфортную температуру в помещении поддерживала голландская печь, но тепло распределялось неравномерно. Воздух в домах содержал продукты горения свечей, всевозможных ламп, дымящих печей. Водяное и паровое отопление были очень редки в Петербурге даже в конце XIX века. Электрическое отопление появилось только в парадных помещениях «барских» квартир состоятельных владельцев. Освещение петербургских жилищ  стремительно шагнуло от простых лучин и свечей до электрических ламп накаливания. Водопроводы в Петербурге существовали с основания города, но первоначально они служили только для подвода воды к фонтанам. Строительство водонапорной системы началось в 1859 году. В царствование Николая I ванны стали обязательными в дворцовом быту и начали появляться в квартирах петербуржцев.

Домовая прислуга (дворники, швейцары водопроводчики) обслуживала дома и получала жалование от домовладельца.Доходные дома Санкт-Петербург Полотеры, трубочисты, золотари, маляры домовой прислугой не являлись – они не получали постоянного жалованья от домовладельца, оплата им выдавалась за выполненную разовую работу.

Швейцары топили камины или печи, обогревающие вестибюль и лестницу, убирали парадную лестницу, натирали мозаичные площадки для блеска постным маслом, чистили медные ручки дверей. Ночью по звонку запоздавшего жильца отпирали дверь. Количество швейцаров в доме соответствовало количеству парадных лестниц, выходящих на улицу. В объявлениях о сдаче «барских» квартир особо подчеркивалась «лестница с ковром и швейцаром». Швейцар с семьей жил в швейцарской, располагавшейся под парадной лестницей.

Многокомнатная «барская» квартира редко находилась в собственности, обычно ее сдавали. Арендаторами «барских» квартир были аристократическое и крупное чиновное дворянство, промышленники и банкиры, небольшая группа творческой интеллигенции. «Барские» квартиры располагались в бельэтаже или во втором этаже. Вдоль дворового фасада располагались внутренние комнаты, так же как парадные помещения, они соединялись анфиладно, но все окна их выходили во двор.
Практически вся петербургская интеллигенция проживала в средних квартирах. Снимали квартиру они на 7-9 месяцев, а лето проводили на даче. Площадь комнат в средних квартирах составляла от 16 до 24 кв.м. Из темной прихожей с вешалкой и зеркалом попадали а «залу», или гостиную, она же одновременно служила и столовой. Кабинет имелся, если только в нем возникала рабочая необходимость. У врача приемная и кабинет примерно одного размера, а у инженера - маленькая приемная и большой кабинет. Из-за квартирного кризиса, выразившегося в дефиците жилья и вследствие этого резким удорожанием средних квартир, чиновничество и разночинная интеллигенция, основные арендаторы таких квартир, вынуждены были снимать большие квартиры и для покрытия издержек сдавать лишние комнаты. Множество беднейших семейств петербургских обывателей жило в мелких квартирках дворовых флигелей, в мансардах, мезонинах и чердаках.

До возрождения доходных домов еще дело не дошло, но наметилась тенденция приобретения жилья для его последующей сдачи внаем. Многие стали собственниками уже нескольких сдаваемых в аренду квартир, некоторые живут только на получаемые доходы от арендной платы. Есть уже выкупленные целые подъезды. Так что, хоть доходные дома не присутствуют в явном виде в современном Петербурге, но некое их подобие, несоменно, можно встретит в быту северной столицы.

Знаменитые доходные дома Санкт-Петербурга:

Идея: Сергей Морев    Дизайн: А. Липчин    Благодарности    Карта

© 2007 - 2010, «Петербургские Отели». Все права защищены
Гостиницы в Санкт-Петербурге - герб гостиницы Санкт-Петербурга Серебряный Век