"Гостиницы больше значат в народном быту, чем вы думаете: они выражают общие требования, общие привычки" (Ф. Сологуб)
Забронируйте номер в гостинице Серебряный Век

Письмо директору
В мини-отеле Вы можете заказать
билеты, экскурсии,
столик в ресторане,

получить разнообразную
информацию о Петербурге

Михаил Кузмин

Один из самых загадочных поэтов серебряного века Михаил Алексеевич Кузмин родился в Ярославле 6 октября 1872 года. При жизни Кузмин часто мистифицировал свое про?лое, например, прибавляя к дате своего рождения то два, то три года. Отец его, Алексей Алексеевич, был морским офицером. Мать, Надежда Дмитриевна, урожденная Федорова, была дочерью не богатого помещика Ярославской губернии. Бабка Кузмина по материнской линии была внучкой известного в XYIII веке французского актера Жана Офреня, что в какой-то мере повлияло на возникновение интереса Кузмина к французской культуре. Вообще западноевропейская культура с раннего детства стала его второй духовной родиной: Шекспир, Мольер, Сервантес, Вальтер Скотт, Гофман, Россини, Вебер, Шуберт формировали личность будущего поэта и музыканта, притом, что родители Кузмина были старообрядцами, и сам он с детства воспитывался в старозаветных традициях бытовой религиозности.

     Начинал учиться Кузмин в Саратове, куда был увезен родителями в возрасте полутора лет, в той же гимназии, в которой в свое время учился Черны?евский. Однако уже осенью 1884 года семья поэта переехала в Петербург.

   Еще в гимназические годы Кузмин близко со?елся с впоследствии известным государственным деятелем советской России Г.В. Чичериным, который стал его самым близким другом вплоть до начала 1900-х годов и оказал на Кузмина огромное влияние. ?менно Чичерин ввел в круг интересов Кузмина итальянскую культуру, способствовал тому, что Кузмин выучил итальянский язык, позже привил Кузмину серьезный интерес к культуре немецкой.

    Летом 1891 года, после окончания гимназии, Кузмин поступил в консерваторию. Учителем его в немногие консерваторские годы (вместо предполагав?ихся семи лет он провел там ли?ь три года, а потом еще два года брал уроки в частной музыкальной ?коле) был Римский–Корсаков. В это время музыкальные увлечения Кузмина выливались в сочинение многочисленных произведений, преимущественно вокальных. Он пи?ет много романсов, а также опер на сюжеты из классической древности.

     Весной-летом 1895 года Кузмин совер?ил поездку в Египет, побывав в Константинополе, Афинах, Смирне, Александрии, Каире, Мемфисе. Это путе?ествие дало темы для многих произведений Кузмина последующего времени. Эллинистическая Александрия надолго стала источником для его писаний, как в музыке, так в литературе.

       Такое же сильное влияние оказало на Кузмина краткое пребывание в ?талии, где, изучая церковную музыку, он пробыл с апреля по июнь 1897 года, побывав проездом также и в Германии. В ?талии Кузмин даже думал перейти в католичество. Восхищение культурой ?талии осталось у Кузмина до конца жизни, а его знания о ней, особенно о Риме эпохи раннего христианства и гностицизма, были необыкновенно ?ироки (при всей своей разносторонней эрудиции Кузмин в конце жизни считал себя подлинно осведомленным ли?ь в трех областях: гностицизме, музыке в период между Бахом и Моцартом и флорентийском кватроченто).

     Первые стихотворения Кузмина, до?ед?ие до нас, датируются зимой 1897 года, хотя писать он начал значительно рань?е.

     К самому концу XIX и началу XX века относится наиболее темный период в жизни Кузмина, который породил едва ли не боль?е всего легенд о нем, как, например, о том, что он месяцами жил в олонецких и поволжских старообрядческих скитах. Этому послужило то, что в то время Кузмин даже вне?не старался походить на старообрядца, нося поддевку, картуз, сапоги и отпустив бороду.

   В круг той художественной интеллигенции, которая играла столь боль?ую роль в духовной жизни русского общества на рубеже веков, Кузмин впервые во?ел как музыкант. Этому послужили дружеские отно?ения с членами знаменитого «Мира искусства» (прежде всего с В.Ф. Нувелем, К.А. Сомовым и Л.С. Бакстом) и участия в «Вечерах современной музыки», основанные в 1901 году. «Вечера» позволили Кузмину представить его музыку не тесному кружку из нескольких человек, а значительно более ?ирокой публике.

  Дебют Кузмина как поэта состоялся в декабре 1904 года, когда вы?ел в свет альманах «Зеленый сборник стихов и прозы», где был напечатан цикл его стихотворений «XIII сонетов», а также оперное либретто.

   Наиболее точным словом, определяв?им ту атмосферу, в которой жил Кузмин в это время, является «эстетизм», с его культом красоты и преданностью хоро?ему вкусу, почитанием Бердсли, Оскара Уайльда и млад?их французских декадентов.

   Кузмин же в эти годы (до августа 1906-го) по-прежнему одет в русское платье, слу жив?ее как бы знаком отделенности от артистического круга и проводит боль?ую часть своего времени в уединении. При этом «Вечера современной музыки» остаются фактически единственным его контактом с артистическим миром.

   Но вне?няя оторванность от художественного круга заменяется глубокой внутренней связанностью с ним: в 1904 – 1905 годах Кузмин работает над теми произведениями, которые в наиболь?ей степени определят его литературную репутацию в начале творческого пути, — циклом «Александрийские песни» и повестью «Крылья».
 
  Следует подчеркнуть, что литературная деятельность Кузмина в начале его творчества, оставаясь неизменной и в последующем, основывалась на трех основополагающих аспектах: гомосексуализме, стилизации и прекрасной ясности.
 
  Первый из них возник сразу же, как только в «Весах» (1906, №11) был опубликован роман из современной жизни «Крылья», содержав?ий своего рода опыт гомосексуального воспитания. Книга произвела эффект литературного скандала и надолго определила Кузмину в ?ироких кругах репутацию совер?енно одиозную и однозначную, вызвав травлю в печати. Кузмин же принципиально не только не старался скрыть характер своей интимной жизни, но и делал это с небывалой для того времени открытостью.
 
     Стилизаторство, к которому нередко сводилась характеристика творчества Кузмина, нельзя трактовать как ограниченное литературное дарование, поскольку мастерство, демонстрируемое при этом автором, поражает. Мир, отраженный сквозь призму зеркал различных эпох и культур, был для Кузмина необычайно пленителен. Эпоху, в которую жил Кузмин, многие ее представители воспринимали и ощущали как период завер?ения определенного культурно-исторического цикла, подведения его итогов, и — осознанно или бессознательно — тянулись к тем явлениям про?лого, в которых обнаруживались исторические аналогии по отно?ению к современности.
 
     О третьем «ките», на котором базировалось творчество Кузмина, — «прекрасной ясности» — будет сказано ниже. А пока мы вернемся в начало 1900-х годов.
 
    Мы уже упоминали, что по-настоящему Кузмин во?ел в петербургский артистический круг ли?ь в 1906 году, но этому пред?ествовали важней?ие для самоопределения 1904 и 1905 годы, когда его творчество перестало быть достоянием чрезвычайно узкого круга друзей и постепенно стало известно сперва в кругу петербургской интеллигенции, а уже к началу 1907 года — и в кругу достаточно ?ирокой читающей публики. Этому способствовал выход в печати «Александрийских песен» (1906), на долгие годы став?их эмблемой творчества Кузмина.
 
    ?менно в качестве автора «Песен» Кузмин во?ел петербургский литературный мир, познакомив?ись и сблизив?ись со многими поэтами-символистами — Блоком, Белым, Брюсовым и другими. Начал сотрудничать с крупней?им символистским журналом «Весы», издательством «Скорпион». С весны 1906 года он стал регулярно посещать «ба?ню» Вячеслава ?ванова, куда сходился весь артистический Петербург, и даже «Вечера Гафиза». На «ба?не» огромной популярностью пользовались исполняемые Кузминым стихи, положенные на его же музыку.
 
    В 1907 году вы?ел цикл стихов «Любовь этого лета», став?ий началом его настоящей работы над поэзией безо всякого обращения к музыке и во?ед?ий затем в первую книгу стихов Кузмина «Сети» (апрель 1908), и с этого времени литературная судьба Кузмина стала успе?но развиваться. Он стал профессиональным литератором, за которым журналы буквально охотились.
 
     Осенью 1906 года Кузмин также начал сотрудничать с театром В. Комиссаржевской, написав музыку к пьесе Блока «Балаганчик», поставленной В. Мейерхольдом. ?менно с «Балаганчика» началась долгая театральная карьера Кузмина, также как и его долгая дружба с Блоком.
 
    К этому времени относится боль?инство воспоминаний о его прославленном дендизме, в равной степени относящемся и к тому периоду, когда он ходил в русском платье, и к тому, когда стал носить европейское. Смене одежды и вне?него вида Кузмин придавал особое значение.
 
     В самом начале 1909 года Михаил Кузмин знакомится с молодыми поэтами — Н. Гумилевым, А. Толстым, О. Мандель?тамом.
 
    При всей своей связанности с символистами, Кузмин внутренне всегда сохранял свободу от каких бы то ни было попыток подчинить себя групповой дисциплине и групповым интересам. Он сотрудничает также с «Золотым руном», несмотря на бойкот этого издания со стороны ведущих сотрудников «Весов».
 
    В июле 1909 года он входит в круг будущих авторов журнала «Аполлон», в котором в дальней?ем будет активно сотрудничать и вести критическую рубрику «Заметки о русской беллетристике». В это время Кузмин тесно сближается с Гумилевым.
 
    Кузмин никогда и нигде не дал изложения своей теории искусства (если таковая у него имелась) и, соответственно, своих художественных интересов в связном виде. Более того, отдельные его высказывания по этому поводу явно были рассчитаны на некоторую провокационность.
 
    В первом номере «Аполлона» за 1910 год была напечатана статья Кузмина «О прекрасной ясности». Она появилась в тот самый год, который в русской литературе отмечен как кризис символизма, в связи с чем ее не вполне заслуженно считают одним из наиболее явных предакмеистических манифестов. Хотя для Кузмина она была всего ли?ь своеобразной декларацией художественной независимости, где он противостоял попыткам систематизировать искусство, а также собственно «аполлонической» концепции искусства с присущими ей стройностью, четкостью, логикой, чистотой стиля и строгостью форм. Свою версию прозрачного и точного стиля Кузмин назвал «кларизмом» и в рамки этого стиля безусловно вписываются произведения, созданные им за первое десятилетие творческой деятельности: первые три книги стихов, стилизованные комедии, ранняя проза.
 
    Когда был создан «Цех поэтов», объединив?ий ряд молодых авторов, Кузмин изредка посещал его собрания. Но он всегда отделял себя от формальных связей с «Цехом» и акмеизмом, и более того, часто критиковал саму акмеистическую ?колу. Хотя пример многих его ранних стихов должен был воздействовать на сознание молодых акмеистов, ищущих пред?ественников в своем собственном отвержении взглядов символистов на жизнь и искусство. Более того, отно?ение Михаила Кузмина к футуризму было более заинтересованным, нежели к акмеизму.
  
     В августе 1912 года в издательстве «Аполлон» вы?ла вторая книга стихов Кузмина «Осенние озера». В 1914 году третий сборник «Глиняные голубки».
 
    Весной 1913 года Михаил Кузмин знакомится с молодым Ю. Юркуном, который стал его другом и спутником на долгие годы, вплоть до смерти Кузмина.

   ?мя Кузмина тесно сплетается с кафе «Бродячая собака», частым посетителем которого он был, и к первой годовщине «Собаки» даже написал «Гимн», а также четверости?ие «Кабаре», печатав?ееся на программах «Собаки». Время от времени Кузмин сам выступал с эстрады.
 
    После закрытия «Бродячей собаки» Михаил Кузмин стал завсегдатаем «Привала комедиантов», где какое-то время регулярно выступал с исполнением своих песенок. ?менно «Привал» отметил 29 октября 1916 года юбилей Кузмина — десятилетие его литературной деятельности.
 
   В 1914 – 1915 годах Кузмин принимает участие в сенсационных по тому времени двух первых альманахах «Стрелец», в которых были опубликованы стихи Сологуба и Маяковского, Кузмина и Д. Бурлюка, а также других символистов и футуристов.
 
     Как практически все русские интеллигенты Михаил Кузмин приветствовал Февральскую революцию и видел в ней великое завоевание народа. Так же он отнесся к Октябрьской революции, но в дальней?ем нежелание и неумение приспосабливаться привело его в конце концов почти к полной изоляции в литературной жизни конца двадцатых и всех тридцатых годов. При этом сам Кузмин не допускал для себя мысли об эмиграции, считая, что только в России он может жить и работать.
 
    В 1918 году выходит сборник стихов Кузмина «Вожатый», в 1919 году выходит отдельное издание «Александрийских песен» и роман о жизни Калиостро. 1921 год принес еще два сборника стихов — «Эхо» и «Незде?ние вечера». Но, несмотря на такую активность, Кузмина постоянно преследуют финансовые трудности, от которых он не смог избавиться до конца жизни.
 
     Кузмин постоянно отказывался от регулярной службы в госучреждениях и был вынужден более тесно сотрудничать с различными издательствами и и зданиями.
 
   Михаил Кузмин был пригла?ен Горьким к деятельности издательства «Всемирная литература», в котором участвовал в составлении планов французской секции издательства, переводил прозу А. Франса и редактировал его собрание сочинений.
 
    29 сентября 1921 года в Доме ?скусств состоялось чествование Кузмина по поводу пятнадцатилетия его литературного дебюта.
 
   В последующие годы та ни?а, которую занимал Кузмин в литературе и которая позволяла ему продолжать свою деятельность поэта и прозаика пусть для ограниченной, но все же хоть какой-то аудитории, стала практически свободной. Стихи Михаила Кузмина ре?ительно пропадают из печати. Два стихотворения было напечатано в 1924 году, ни одного в 1925, три в 1926, еще несколько в 1927, и все. Ли?ь чудом увидела свет в 1929 году книга стихов «Форель разбивает лед». В этом смысле его судьба оказывается одной из самых трагичных в тридцатые годы, поскольку, несмотря на то, что Кузмин продолжал писать, рукописей этого периода фактически не сохранилось.
 
    В феврале 1936 года его положили в Куйбы?евскую (быв?ую Мариинскую) больницу в Ленинграде, где 1 марта Михаил Кузмин скончался от воспаления легких. Кузмина похоронили на Литераторских мостках на Волковом кладбище.

    Надпись на могиле поэта предельно проста:


Михаил Кузмин
1875 – 1936
ПОЭТ

?дея: Сергей Морев    Дизайн: А. Липчин    Благодарности    Карта

© 2007 - 2010, «Петербургские Отели». Все права защищены
Гостиницы в Санкт-Петербурге - герб гостиницы Санкт-Петербурга Серебряный Век