Сайт отеля «Серебяный век» / Блог / Образы Серебряного века / Бакстомания, или как Лев Самойлович Бакст парижскую публику одевал

Поиск



Разделы

Авторы

Теги (метки)

Ахматова Бакст Балинский Блок Дворы Петербурга.Исторический центр Санкт-Петербурга.Простая геометрия.Кандинский и Петербург.Прогулки по Питеру.Интересный Петербург.Простые образы правят миром. Дягилев Дягилева Зинаида Гиппиус Ковенский переулок М.Горький Мир искусства Морозовы Нижинский Николай Панин Новогодний корпоратив Олимпийские игры Петербург в красках! Интересный Санкт-Петербург. Интересные места в Санкт-Петербурге. Экскурсии в Петербурге. Репин Санкт-Петербург Санкт-Петерург Серебряный Век Театр на Литейном Тенишева Философова Финляндия Шаляпин Щукин балет баронесса Икскуль фон Гильденбандт бахрушин благотворительность встреча с Генеральным директором выставки деловой завтрак детали женщины Серебряного века интерьер история картины литературные салоны личный вклад люди меценатство в России меценаты Серебряного века образы Серебряного века портреты Ахматовой праздники театр фигурное катание

31 авг 2012

Бакстомания, или как Лев Самойлович Бакст парижскую публику одевал

Киселева Ольга
Администратор

Бакст известен нам больше всего как живописец и театральный художник, его имя неразрывно ассоциируется у нас с Русскими сезонами Сергея Дягилева в Европе, но в жизни художника была еще одна важная сфера деятельности, которая теперь немного забылась, но которая принесла художнику мировое признание и славу. Это была мода. Лучшие дома мод Парижа стремились заполучить Бакста себе, а светская публика хотела одеваться в "стиле Бакста". Но, обо все по порядку. Как же петербургский художник стал законодателем мод в Париже?

Бакст, как тонкий художник, очень чутко чувствовал дух времени, умело подчиняя стили прошлого цветовым и линейным ритмам своей эпохи, вкусам современников. Это вместе с недюженным талантом и большой увлеченностью сделали свое дело. Впервые парижская публика узнала имя Бакста после триумфа русского балета под руководством Сергея Дягилева на сцене парижского театра Шатле в 1909 году. Слава Бакста как декоратора "Русских сезонов" была мгновенной и ошеломляющей. Декорациями и костюмами к балетам "Клеопатра", "Шехерезада", "Нарцисс", "Послеполуденный отдых фавна" Бакст открыл Парижу Восток, такой яркий и страстный, необычный и неожиданный. Конечно не Бакст придумал восточные орнаменты на ткани, но именно он сделал эти орнаменты модными.

Евнух. "Шехерезада"
Увеличить
Свернуть

Сначала имя Бакста стало использоваться для продажи тканей и одежды в восточном стиле, восточный стиль стал стилем Бакста, затем знаменитые кутюрье стали приглашать его для создания моделей одежды. Первым из модельеров, кто сделал Баксту предложение о сотрудничестве был Поль Пуаре, он предложил художнику 10 тысяч франков за 12 его рисунков и в дальнейшем был готов покупать эскизы и использовать их по своему усмотрению. Пуаре по-истине был лидером в разработке восточной темы.

С одной стороны художнику претило связываться с модельерами, он считал это снижением своего статуса, уровня, с другой стороны мысль, что Европа и Россия будут "носить его фасоны", без сомнения льстила ему. Восток Бакста, с его утонченной эротикой и пряной роскошью, стал навязчивой идеей в быту, светские женщины в театре и на приемах стали похожи на обитательниц восточных гаремов, в интерьерах модных домов появились ковры, подушки и восточные курильницы, в детских магазинах появилась серия кукол, одетых в костюмы героев балета "Шехерезада", магазины с тканями,где преобладал ориентальный рисунок, превратились в восточные базары.

Бакст был личным дизайнером многих известных особ: его клиентками были французская актриса Ева Лавальер, русские аристократки Фекла Георгиевна Орлова-Давыдова, красавицы сестры Елена Павловна Олив и княгиня Наталья Павловна Горчакова. Особенно экстравагантные и эффектные костюмы художник создал для двух поистине удивительных женщин: Иды Рубинштейн и Луизы Казати. В 1913 году Бакст нарисовал для Казати эскизы костюмов белого арлекина, дрессировщицы зверей, Богини солнца, индо-персидский и другие. Индо-персидский костюм Казати включал несколько голубых с золотой нитью покрывал,украшенный жемчугом конусообразный головной убор, восточные туфли с загнутыми носами, золотые наконечники на пальцах в форме когтей. В этом же году задумки Бакста благодаря маркизе Казати были реализованы на костюмированном балу в Венеции, где двести черных слуг, одетых в костюмы по эскизам Бакста, в белых париках и расшитых жемчугом красных бархатных камзолах, держали канделябры перед накрытыми на площади столами.

 По свидетельству современников, Париж перед Первой мировой войной был "подлинно пьян Бакстом". В сознании парижан Бакст был законадателем и пророком моды. В 1913 году у Бакста действительно появился шанс стать провозвестником моды, Дягелев предложил художнику оформить балет, действие которого происходит в будущем, в далеком 1925 году. Создателями балета "Игры" стали композитор Клод Дебюсси, лидер новой французской школы в музыке, и Вацлав Нижинский - реформатор хореографии. Бакст должен был предугадать, что будут носить в 1925 году. Декорацией стал задник с изображением многоквартирного дома, освещенного электричеством, на лужайке перед домом и проходили игры двух молодых девушек и молодого человека. Движения танцоров имитировали движения игроков в теннис, гольф и футбол. Костюм женщины будущего - ничем не отделанное приталенное белое платье, длиной до середены икры. Костюм мужчины будущего - спортивная форма, состоящая из белых шорт, отделанных красной полосой, и белой рубахи. Футуристическую моду для женщин Дягилев принял, мужскую забраковал. Работа над женским  костюмом была поручена фирме Paquin. С этого года началось сотрудничество Бакста с этой фирмой, хозяйка Жанна Пакен заключила с художником договор на три года. Это был эксклюзивный контракт, Бакст не имел больше права продавать свои эскизы другим кутюрье. Для Пуаре это была большая потеря. Сотрудничество Paquin и Бакста было очень продуктивным.

Пример Бакста художника, не побоявшегося связать свое имя с модой, вдохновил многих французских художников на сотрудничество с известными домами мод. В 1912 году в Париже начинают выходить роскошные рисованные журналы мод, целью которых было объединить художников-графиков и модельеров.

Известность Бакста распространилась далеко за границы Парижа, из Америки ему поступают предложения по созданию рисунков на ткани, нью-йоркский текстильный магнат Артур Селиг «шелковый король» Америки заказал художнику серию рисунков на индейские темы для шелковых тканей. Возможно,сам Бакст предложил также варианты в русском народном стиле.

Первая мировая война и послевоенное время внесли свои коррективы в деятельность Бакста, Бакст перестал быть законодателем мод, в 20-х года царила мода на минимализм, и Бакст с его вычурностью и излишествами больше не соответсвовал духу времени. Но, может быть пик своей славы на поприще моды Бакст уже и пережил, тем не менее он по-прежнему был полон идей и новых планов. Он создал свои духи, занимался дизайном интерьера, придумывал новые орнаменты для набивных тканей и удачно их продавал, путешествовал со своми лекциями о моде по Европе и америке и  творил, творил, творил... как истный творец.

Комментарии

art-pen.ru
Бакста, в отличие от Серова, начали "опять вспоминать" уже лет десять как. Все нулевые журнал "Третьяковская галерея" публиковал архивные материалы о художнике (горячо рекомендую статьи Елены Теркель). Архив Бакста в ГТГ насчитывает больше 2 тысяч единиц хранения, и он далеко не полностью изучен. В 2010-м мир праздновал 100-летие Дягилевских сезонов, выставка "Золотой век русского балета" прошла в Париже и Лондоне, блистательный сценограф Леон Бакст был там в центре внимания. В общем, мы его знаем. Или все же еще не знаем? Как пишет куратор выставки Владимир Круглов, даже полный каталог работ Бакста еще не составлен. В отличие от того же Серова (а они были близкими друзьями со студенческих лет), Лев Самойлович был художником на экспорт: в Париже и Нью-Йорке его ценили во сто раз сильнее, чем в Петербурге и Москве. Он  первый русский живописец, добившийся серьезного мирового признания.
17.08.2018 22:54 Ответить
equinelpill
posh casino mgm online casino nj plainridge casino free vegas casino games | [url=https://usacasino.ooo/]foxwoods online casino[/url] [url=https://usacasino.ooo/]doubledown casino[/url]
26.09.2018 04:05 Ответить
Austmuh
Cialis Retardante Dermatologue Propecia cialis Dostinex
02.05.2019 23:05 Ответить
Randpex
Viagra Soft No Prior Prescription viagra Cialis Generique Moins Cher
10.06.2019 09:31 Ответить
MarkPal
[url=http://atarax10.com/]50 mg atarax[/url] [url=http://azithromycin100.com/]azithromycin tablets 250 mg[/url] [url=http://atenolol25.com/]atenolol 25 mg[/url] [url=http://hydrochlorothiazide25.com/]hydrochlorothiazide losartan[/url] [url=http://tetracycline365.com/]buying tetracycline online[/url] [url=http://sildalis120.com/]sildalis without prescription[/url]
01.07.2019 23:07 Ответить
Randpex
Amoxil Junior viagra online Levitra Drug Reviews Drug Interaction Dogs Cephalexin
16.07.2019 04:29 Ответить

Оставить комментарий

Имя *
Email *
Комментарий
Отправить